ЯНСОН-МАНИЗЕР Елена Александровна
Опубликованно 01 Май 2011

ЯНСОН-МАНИЗЕР Елена Александровна

17 января 1890 (Петергоф Санкт-Петербургской губернии) — 21 сентября 1971 (Москва)

Скульптор, график

Из семьи ремесленника. Училась в Петербурге — Петрограде на частных архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой (с 1911), на архитектурном факультете Политехнического института (с 1914), в петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1917–1921) и во Вхутемасе — Вхутеине (1922–1925) у М. Г. Манизера. С 1926 — жена М. Г. Манизера. Совмещала учебу с работой помощника театрального декоратора и чертежницы; участвовала в археологических экспедициях в Бахчисарай, Керчь, Херсон.

Жила в Петербурге (Петрограде, Ленинграде) и Москве. Работала в монументально-декоративной, парковой и мемориальной скульптуре, скульптуре малых форм. Выполняла портреты, композиции, медали и настенные барельефы преимущественно на темы спорта и балета. Участвовала в конкурсе проектов на памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924, пятая премия), в скульптурном оформлении ЦПКиО им. С. М. Кирова в Ленинграде (1930-е), Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (1930-е), подземных станций Московского метрополитена «Динамо» (1937), «Серпуховская» (1950).

Создала серию из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи» (1934–1937). Выполнила статуэтки для Ленинградского фарфорового завода (1950-е: «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария сидящая», «Мария с шарфом» и другие); часть из них были впоследствии отлиты в чугуне и тиражировались Каслинским и Кусинским заводами (1950–80-е). В 1950–60-е исполнила надгробия артистов балета В. Д. Тихомирова, Л. М. Лавровского, актера И. Н. Берсенева.

Лейтмотивом творчества скульптора являются ее произведения, воспевающие советский балет.

  В этой области Янсон-Манизер не имеет соперников: кажется, нет таких артистов балета, образы которых она не запечатлела бы в своем искусстве.

Пламенно любящая и тонко понимающая балет, Янсон-Манизер умеет чутко донести до зрителя характерные черты творческой индивидуальности каждого артиста, подметить то ценное, едва уловимое, что порой решает судьбу образа.

Янсон-Манизер поразительно чувствует танцевальное движение. В ее произ­ведениях нет статичности — они все в атмосфере танца.

Вот великая артистка Галина Уланова. Она запечатлена в образе Одетты из балета „Лебединое озеро". Едва касаясь острием носка пьедестала, с подня­тыми руками, напоминающими крылья большой белой птицы, фигура балерины кажется парящей в воздухе.

Адырхаева (Одиллия) "Лебединое озеро"

А как изящна и грациозна та же Галина Уланова в образе Тао Хоа. Как причудливы изгибы рук китайской девушки, держащей два маленьких веера, напоминающих легкокрылых бабочек... Испанский танец в исполнении Валентины Каминской. Какая потрясающая экспрессия в изгибе талии, в откинутой назад ноге, готовой застучать каблуч­ком в характерной дроби испанского танца, сколько темперамента во взлете рук, в которых так и чудится трепетный звук кастаньет. Но самое поразительное — это то, что даже пышные кружева костюма и те „танцуют", и те передают ритм, настроение пляски.

Галина Уланова в роли Джульеты

Плисецкая "Хаванщина"

Мая Плисецкая в роли Раймонды

Хищное коварство, звериную вкрадчивость мы видим в пластических линиях фигуры сказочного лесного чудовища Шурале, исполняемого Владимиром Левашевым. И каким контрастом предстает рядом Шут Георгия Соловьева из балета „Лебединое озеро": задорный, насмешливый, чуть лукавый и вместе с тем изы­сканно изящный, как подобает быть придворному увеселителю — выдумщику всяких забав для развлечения скучающего принца.. . Неизгладимое впечатление оставляет бронзовая статуэтка „Паганини". Как поразительно верно воплотила скульптор образ, созданный Ярославом Сехом,—-передала его сложность, глубину, его музыкальное содержание! Глядя на эту работу, кажется, слышишь вдохновенные звуки скрипки великого музыканта, настолько выразительны движения рук, игра каждого пальца, поза всей фигуры! Да, в произведениях Янсон-Манизер мы слышим музыку, потому что она прежде всего стремится донести музыкальную драматургию хореографического образа.

 С.Мессерер (Китри)  Дон Кихот

 А.Мессерер (Базиль)     Дон Кихот

М.Колпакчи (Зарема)      "Бахчисарайский фонтан"      

Захаров (Гений) "Лебединое озеро"

Раньше чем начать работать, скульптор много раз смотрит в театре того или иного артиста, изучает каждый его жест, каждый танцевальный нюанс. И когда наступает момент позирования, она уже хорошо знает творческий „организм" артиста.

 А какую большую радость доставляет нам позировать Янсон-Манизер! Рабо­тая с ней, всегда ощущаешь творческий подъем, как на сцене, потому что, чудесный художник и обаятельный человек, она умеет заставить быть в образе даже в стенах ее мастерской.

Железнова (Диана) "Эсмеральда"  

Дудинская (Вальс) "Шопениана" 

Вечеслова (Эсмеральда)

   А.Ваганова   

  Ф.Балабина (Эсмеральда)         

Велика и неоценима заслуга Янсон-Манизер, ибо она не только замеча­тельный скульптор, но и подлинный летописец советского хореографического искусства, сумевший запечатлеть для будущих поколений вдохновенные образы, созданные мастерами прославленного на весь мир советского балета.

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Викторина КРИГЕР

 


Добавить в
| Подписаться на новости

Комментарии | Комментировать

#24585      03 фев 2018 комментировал(а): Jamalfuece | ответить

Эстетическая косметология.
Дипломированный специалист предлагает:
Услуги косметического массажа с уходом.
ICQ 364384603


Вверх
о Коваль               Фото               Видео               Главная               Блог               Контакты

Галерея-студия скульптора Коваль © 2010 kowal.ru